No Image

Фовеон фото разноцветная неделя

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
15 ноября 2019

«Цветная игра» Речевая игра малой подвижности. Задачи: Тренировать речь, память, внимание, воспитывать чувство коллективизма и поддерживать хорошее настроение.

Фотоотчет по проекту «Мастерская пана Кисточки». «Цветная география» Блок 2 урок 2 Всем доброго времени суток! С Новым годом и Рождеством! В связи с новогодними праздниками все никак не могу отчеты о давно.

Календарное планирование на летний оздоровительный период в средней группе. Тематическая неделя «Неделя семьи» Тематическая неделя «Неделя семьи»Утренняя гимнастика Утро радостных встреч. «Я дарю тебе улыбку» Цель: формировать доброжелательное отношение.

Календарное планирование на летний оздоровительный период в средней группе. Тематическая неделя «Неделя безопасности» Тематическая неделя «Неделя безопасности»Понедельник «День пожарной безопасности» Д/И «Возьми и передай» Цель: достижение взаимопонимания.

Календарное планирование на летний оздоровительный период в средней группе. Тематическая неделя «Неделя дружбы и вежливости» Тематическая неделя «Неделя дружбы и вежливости»Понедельник Утренняя гимнастика Утро радостных встреч. «Я дарю тебе улыбку» Цель: формировать.

Календарное планирование на летний оздоровительный период в средней группе. Тематическая неделя «Неделя сказок» Тематическая неделя «Неделя сказок» Понедельник Утренняя гимнастика Д/И «Воздушный шарик» Цель: снять напряжение, успокоить детей. Наблюдение.

Мастер-класс «Цветная гирлянда» Хочу поделиться с вами очень простым способом изготовления гирлянды. Для этого нам понадобиться: 1. разноцветные листочки для записей 2. предмет.

НОД «Цветная математика» Возрастная группа: подготовительный к школе возраст. Тема НОД: «Цветная математика». Ведущая образовательная область: Познавательное развитие.

Планирование тематических недель на лето: «Солнечная неделя», «Цветочная неделя» Структурное подразделение, реализующее основные общеобразовательные программы дошкольного образования – детский сад «Солнышко» ГБОУ СОШ.

Проект «Цветная неделя» Тип проекта- исследовательско-творческий: дети экспериментируют,изучают новый материал,результаты оформляются в виде газет,книг,драматизации.

Фовеон против Байера с точки зрения рядового фотографа

Фовеон против Байера… Технология матрицы, принадлежащая компании Sigma, против большинства основных фотокамер – излюбленная тема дискуссий поклонников Sigma (и Foveon в частности) с остальными любителями цифровой фотографии. В этом споре каждый приводит множество аргументов, чем Фовеон лучше Байера и наоборот, но все споры проходят в технической плоскости конструкции обоих датчиков и присущих им достоинств-недостатков. Мы же попробуем, не вдаваясь в технику, определить, чем та или иная матрица лучше в практическом применении.

Что такое Фовеон и Байер?

Этими странными для «непосвященных» словами обозначаются типы матриц, используемых в цифровых фотокамерах. Мы не будем останавливаться на глубоком техническом сравнении этих сенсоров, равно как и их отличиях. Обо всем этом очень много информации на тематических форумах, а также сайтах по фотографии. Если кратко — матрица Foveon – это сенсор, использует свойство световых волн различного цвета проникать в кремний на разную глубину. В итоге изображение в матрице фиксируется тремя фоточувствительными слоями, тогда как в традиционной байеровской решетке, которая применяется в сенсорах типа CCD и CMOS (том самом пресловутом «Байере»), процессор «достраивает» недостающие пиксели, предлагая своеобразную интерполяцию изображения. На деле процесс более сложный и о нем вы можете прочесть на тематических ресурсах. Нас гораздо больше интересует другой факт – существует ли разница между данными технологиями и существует ли победитель в извечном споре «Фовеон против Байера». Для ответа на данный вопрос мы решили сравнить в процессе съемке обе технологии на примере фотокамеры Sony SLT A37 с традиционным CMOS-сенсором и Sigma SD14 – зеркальной фотокамеры с сенсором Foveon, которая, несмотря на то, что она давно снята с производства, весьма популярна среди «сигмоводов».

Преимущества и недостатки Фовеона и Байера

На первый взгляд, тестируемые нами камеры далеки друг от друга в техническом плане. Sony A37 – 16-пиксельная модель, которая гораздо новее видавшей виды 4-мегапиксельной «Сигмы». Да, производитель последней заявляет возможность трехкратной интерполяции получаемых снимков, но реальное разрешение SD-14 именно таково 4 мегапикселя, что по нынешним меркам ооочень мало. Однако не пикселем единым жива цифровая фотокамера, и данный критерий на деле практически не играет роли в случае, если вы не снимаете плакатов. В принципе, для большинства фотографов четыре мегапикселя – вполне достаточное значение для большинства творческих задач.

Итак, в теории мы знаем следующие преимущества и недостатки Байера и Фовеона:

  1. Матрицы Фовеон имеют лучшую цветопередачу и детализацию;
  2. Сенсоры на основе байеровской решетки способны работать на высоких значениях чувствительности, тогда как недостатком Фовеона являются высокие шумы и сильные цветовые искажения на значениях ISO более 200 на ранних моделях и 400 на новых;
  3. Фовеон-сенсор чувствителен к прямолинейности попадания солнечных лучей на плоскость матрицы, а потому дает цветовые искажения при съемке в контровом свете.

По сути, изложенные достоинства и недостатки – своеобразная аксиома, продиктованная особенностями технологий. Перечисленные недостатки Фовеона против Байера и стали, в принципе, главным рыночным ограничением распространения зеркальных фотокамер Sigma в среде профессиональных фотографов-репортеров. Однако каждый опытный фотолюбитель скажет, что практически те же ограничения имеют фотокамеры с CCD-сенсором, а также современные профессиональные среднеформатные цифровые камеры, но их владельцы относятся к ним вполне нормально, ведь высокое разрешение, пластика изображения и цвет у данных профессиональных инструментов и являются ключевым преимуществом. Может, и с Фовеоном дело обстоит похожим образом? Попробуем разобраться…

Впечатления от съемок на Sigma SD14 и Sony SLT A37

Вышеозначенные ограничения Фовеон в сравнении с матрицами, имеющими в основе байеровскую структуру, красноречиво заметны в данном сравнении. Однако, зная о них, мы попытались определить, насколько Фовеон сможет победить конкурента в основных своих плюсах, которые отмечают любители этого сенсора – детализации и цвете. То есть, мы сознательно абстрагируемся от высоких ISO, скорости автофокуса и прочих «репортажных» нюансов и сосредоточимся на той картинке, которую мы получаем в итоге. И тут Сигма проявляет себя словно закрытый бутон, который способен распуститься в умелых руках в красивый цветок и зачахнуть при неправильном к себе подходе.

Изначально, глядя на получившееся изображение на мониторе Сигма, кажется, что она очевидный аутсайдер в сравнении не только с Сони, но и большинством остальных камер. Блеклая, невыразительная картинка. Чудеса начинаются с момента импорта снимков на ПК в формате RAW (сразу скажем, что JPEG и Sigma – маркетинговое извращение, и снимать на Фовеон следует исключительно в «сыром» формате). И вот тут, по сути, мы получаем преимущества Фовеона перед Байером, причем далеко не только те, что декларируют поклонники системы. Да, детализация четырехмегапиксельных снимков великолепна, а цвета очень напоминают те, к которым привыкли пленочные фотографы. Но главное кроется даже не в этом, а том, что RAW-файл с Foveon крайне вариативен. Вы можете «шарпить» снимок, вытягивать тени и при этом не сталкиваетесь с паразитными шумами, которые после обработки шумодавом создают так ругаемый всеми «цифровой пластилин» на снимках. При этом можно совершенно спокойно «играть» цветами, насыщенностью, контрастом и, словно художник, создавать снимок в соответствии с вашими представлениями и творческими задачами. Правда, в ходе работы нами была замечена особенность Фовеона в сравнении с Байером – столь любимая поклонниками «Сигмы» цвета вы получите лишь при правильном экспонировании снимка. Увы, но матрица эта весьма «строга» к пересветам, но при этом дает возможность недоэкспонировать кадр на одну, а то и две ступени. Об этом стоит помнить при съемке.

Читайте также:  Сорта винограда для подмосковья форум

Итак, давайте попробуем проанализировать картинку с Фовеона по следующим критериям:

  1. Детализация. Несмотря на тотальную разницу в разрешении между испытываемыми камерами, детализация «Сигмы» оказывается существенно выше. При этом 4 мегапикселя позволяют использовать оптику, которая на Сони дает довольно «мягкую» картинку, например, любимый многими старый советский объектив Гелиос 44-2. Даже на открытой диафрагме этот объектив отлично разрешает матрицу SD14 и выдает великолепную картинку. При этом он неплохо согласуется при работе в режиме приоритета диафрагмы, для чего мы ввели небольшую экспокоррекцию «в минус» и устанавливали то значение диафрагмы, что установлено на объективе, соответствующим колесиком на камере.
  2. Цвет. Безусловно, цветопередача той или иной матрицы – вопрос субъективных предпочтений. Но нам гораздо больше понравилась цветопередача Сигмы – она чем-то действительно напоминает старую добрую пленку, причем чем-то близка к легендарному слайду Kodachrome. При этом Сони субъективно хуже передает скинтон, уводя его в синеву, и этот факт требует корректировки при обработке. Впрочем, опять же отмечу, что в своих экспериментах мы убедились в том, что цвет – штука субъективная, и сходные результаты можно получить и на снимках с камеры, имеющей «байеровскую» матрицу, пусть даже путем лишних манипуляций. Так что этот вопрос касается, скорее, личных предпочтений каждого. Однако, говоря о цвете, упомянем один весьма неприятный эффект – искажение скинтона в Sigma в полутенях и тенях на неприятный желтый оттенок. Что это – недостаток матрицы отдельно взятой камеры или общая проблема матриц – сказать сложно, но судя по просмотру форумов, данная проблема не единична. Так что считать Фовеон однозначной заменой пленки все же преждевременно, да и на CCD и CMOS-матрицах подобного эффекта не наблюдается.
  3. Цветовые шумы. Изучая форумы «фовеонщиков», часто можно встречать утверждения о том, что «рабочими» ISO для различных моделей фотоаппаратов Сигма являются значения от 400 до 800 и более единиц. При этом для SD14 декларируется именно возможность использования 400ISO. Увы, но практика показывает, что цифровой шум весьма заметен уже на ISO200, а на 400 он уже серьезно портит снимок. По сути, ISO200 – пороговое значение, на котором вы получаете «картинку», приемлемую по качеству с учетом малого разрешения матрицы. И то данное значение стоит использовать с осторожностью. Понятное дело, что на «байеровской» матрице Sony A37 такой проблемы нет, и вы спокойно можете использовать 800ISO (можно и больше, но с меньшей эффективностью). На ISO100, повторимся, картина с Сигмы нам понравилась больше, несмотря на малое разрешение, и на тестовых снимках вы можете в полной мере оценить качество получаемых после обработки снимков. Тем более, что мы сознательно взяли весьма сложный объект для съемок – дикий птиц в парке Воробьи, что в Калужской области. К слову, нашей поездке в это прекрасное место посвящен отдельный материал, и там вы также можете увидеть примеры фотографий Sigma SD14.

Фовеон против Байера: итоги

Наверняка многие, читающие это сравнение, покритикуют нас за то, что мы много внимания уделили Фовеону как технологии, не сравнивая напрямую фотокамеры. Но делать это в наши планы не входило, ибо сам подход производителей к данным моделям очень сильно различается. Sigma SD14 имеет ряд ограничений, уступая в скорости съемки, скорости записи изображений на карту, скорости автофокуса… По сути, во всем. Но при этом дает качественный снимок, с которым интересно работать в РАВ-конвертере и который радует детализацией.

Стоит ли покупать «зеркалку» от Sigma? Вот этот вопрос гораздо более интересен с точки зрения рядового обывателя. И тут вы сталкиваетесь с большим числом трудностей. В частности, пока Sigma выпускает единственную «зеркалу» SD1 Merill, которая оснащена уже новым сенсором, имеющим «честное», неинтерполированное разрешение в 18 мегапикселей. Так вот этот самый сенсор предлагает прекрасную детализацию картинки, характерную для Фовеона и обладает меньшим количеством цветовых «косяков», характерных для SD14. Но увы, не так давно официальное представительство компании прекратило продажи данной модели в нашей стране, и купить ее можно лишь за рубежом. Впрочем, там же вы можете найти и Sigma SD15 – доработанную версию 14-й модели с лучшим экраном, некоторыми другими изменениями и матрицей того же разрешения в 14 мегапикселей. Более того, пока доподлинно неизвестно, будет ли Sigma развивать линейку зеркальных фотокамер со сменной оптикой или ограничится выпском компактных моделей, как она это делает в настоящее время.

Еще одним доводом не в пользу Sigma (и матрицы Фовеон соответственно) является слабая распространенность системы. Байонет Sigma SA имеет достаточное количество объективов данного типа, но найти их в России проблематично. Кроме того, существует очень мало переходников, которые позволили бы использовать объективы с данным байонетом на других камерах. Нам удалось найти лишь переходник с байонета SA на «соневский» E-Mount. Ровно та же ситуация и с использованием сторонней оптики на моделях «Сигма». По сути, «сигмовод» ограничен лишь переходником с резьбой М42, который позволяет использовать старую советскую оптику, а также недавно появившимся адаптером для использования объективов Hasselblad V. Заманчивая перспектива, учитывая возможности матрицы. Но много ли у нас владельцев такой оптики? Впрочем, умельцы в нашей стране активно переделывают имеющиеся аппараты под байонет Canon EOS, при этом оптика сохраняет возможность автофокусировки, а на всемирной торговой площадке Ebay встречаются комплекты для переделки под байонет Nikon.

Как видим, трудностей хватает. Однако, знакомясь с матрицей Фовеон и учитывая наличие 18-мегапиксельной версии, мы приходим к мысли, что смысл в приобретении такой камеры есть. Скажем сразу, если вы любитель снимать сериями, мечтаете о головокружительных спортивных съемках или относитесь к категории «свадебных бомбил», то Фовеон явно не для вас. Матрица и зеркальные камеры Sigma подойдут вдумчивому фотографу, который привык к неспешной съемке и которому высокая детализация, цвет и гибкость обработки важнее скорости и возможности съемки на высоких значениях чувствительности. И тут, увы, нельзя выявить однозначного победителя в споре «Фовеон против Байера». По сути, Сигма станет хорошим дополнением для творческих съемок для «кропнутой» зеркалки с обычным CMOS-сенсором типа тестируемой нами Sony. Также она неплохо подойдет для фотографов, снимающих на фотостоки, благодаря высокой резкости изображений. Кроме того, матрица Foveon позволит получать вам результаты, аналогичные тем, которые можно достигнуть на традицционных зеркальных фотокамерах гораздо более высокого ценового диапазона. В частности, SD1 Merill приближается по финальному качеству снимков к Nikon D810 и даже Canon EOS 5Ds. Последняя камера, на наш взгляд, все же серьезно превосходит модель Сигмы ввиду не только более крупного сенсора, 50 мегапикселям и отличной детализации изображения, но и высокой оперативности в работе, однако и стоит практически в три раза дороже. Кроме того, реализовать свои возможности она способна лишь с весьма дорогостоящей оптикой. А потому фотоаппараты с матрицей Фовеон, на наш взгляд, станут хорошим выбором для творческих фотографов, снимающих «для души» и при этом не имеющих возможности платить большие деньги за покупку «топовых» моделей фотокамер и оптики.

Читайте также:  Клумба с бархатцами и петунией

Архитектура матрицы и принцип действия

Принцип цветоделения Foveon X3Принцип действия элементов массива Байера

Особенностью матриц Foveon является то, что фотодиоды, формирующие цветной элемент изображения, расположены друг над другом, образуя «колонку», перпендикулярную поверхности матрицы. Поскольку коэффициент поглощения света в кремнии в оптическом диапазоне монотонно зависит от длины волны, то синяя часть спектра поглощается преимущественно верхним слоем (толщина 0,4 мкм), зелёная средним (толщина 2 мкм) и красная нижним слоем (более 2 мкм), разделенных p-n-переходами и имеющими отдельные выводы сигнала. Такая компоновка позволяет получить полную информацию по трем цветовым каналам в одной точке.

Такая вертикальная компоновка радикально отличается от матриц с фильтрами Байера, где каждый элемент цветного изображения образуется комбинацией одноцветных сигналов с группы рядом расположенных на поверхности сенсора фотодиодов-субпикселей, «накрытых» цветными фильтрами. В отличие от байеровских фотосенсоров в сенсорах Foveon цветные фильтры не используются и, благодаря сбору сигнала по трем цветовым каналам в одной точке, отпадает нужда в интерполяции сигналов цветных субпикселов при формировании изображения.

Благодаря малой (менее 5 мкм) толщине сенсора, возможное влияние хроматических аберраций на изображение минимально. Однако, как и в других разновидностях матриц, поглощение красной части спектра происходит на максимальной глубине. В результате паразитной диффузии фотоэлектронов и засветки косыми лучами в области максимальных длин волн происходит дополнительное размытие изображения. В частности, этот же эффект затрудняет дальнейшее (по сравнению с нынешними матрицами) уменьшение размера элемента и повышение разрешения.

Спорные маркетинговые приёмы

Подобно производителям байеровских фотосенсоров, указывающих в характеристиках матриц число одноцветных субпикселей, компания Foveon позиционирует матрицу X3-14.1MP как «14-мегапиксельную» (4,68 млн трёхсенсорных «колонок»). Такой маркетинговый подход, когда «пикселем» называют элемент, воспринимающий один цвет, является в настоящее время общепринятым в фотоиндустрии. Также «пикселем» ошибочно называют элемент светочувствительной матрицы (сенсель — от sensor element).

Вместе с тем, в случае байеровских матриц с последующей программной интерполяцией сенселей за счет их пространственного разнесения достигается несколько большее разрешение, чем в Foveon (14.1 млн субпикселей), то есть по разрешению изображение матрицы Foveon X3-14.1MP сравнимо с изображением, полученным с байеровской матрицы разрешением 8—10 Мп). Однако необходимо отметить, что отсутствие необходимости в программной интерполяции у Foveon обеспечивает более точную дискретизацию исходного изображения, уменьшая искажения связанные с дискретизацией (растрированием) , например, муара.

Неутомимые учёные находят всё новые способы применения искусственного интеллекта на основе нейронных сетей. На этот раз они создали алгоритм, который делает старые чёрно-белые фотографии цветными. На специальном сайте любой желающий может попробовать его в действии.

Сервис Colorize Photos создан группой исследователей, занимающихся нейронными сетями, для демонстрации одного из вариантов практического применения искусственного интеллекта. В данном случае он используется для раскрашивания чёрно-белых фотографий. Любой посетитель сайта может ввести в поле ссылку на какой-нибудь старый снимок и нажатием одной кнопки превратить его в цветной.

Несмотря на то, что снимки обрабатываются всего за несколько секунд, объём работы, производимой искусственным интеллектом, очень велик. Ведь за это время ему требуется проанализировать содержимое картинки, распознать на ней знакомые объекты, извлечь из своей базы данных примерные цвета этих объектов и, наконец, применить их к фотографии.

Результаты работы Colorize Photos довольно сильно зависят от предлагаемого к обработке снимка. Некоторые фотографии просто удивляют правдоподобием и разнообразием цветов, другие выглядят, скажем прямо, не очень. После нескольких экспериментов становится понятно, что лучше всего Colorize Photos справляется с цветами человеческого тела, воды, деревьев, автомобилей, зданий. Вот, посмотрите ещё на несколько примеров.

А давайте-ка сегодня поговорим немного о системах цветоразделения и вариантах байера – история интересная.

Вообще самый качественный вариант цветоразделения – 3 матрицы с дихроической призмой – 3CCD. Здесь и далее картинки натырены из Википедии.

Активно применялся и применяется в видеокамерах. Для фотокамер этот способ малоприменим – дело в том, что практически невозможно чисто механически совместить три изображения на трех отдельных сенсорах настолько точно, чтобы получить разрешение хотя бы в несколько мегапикселей. Кроме того, конструкция получается довольно громоздкой. Поэтому решение используется только в видеокамерах.

Второй вариант – многослойные сенсоры, которые по структуре в чем-то имитируют цветную фотопленку. Самый известный пример – сигмовский X3 Foveon. Принцип действия такого сенсора основан на том, что свет с разными длинами волн проникает в кремний на разную глубину.

Поскольку нет мозаики байеровского фильтра, то не нужна интерполяция, и разрешение картинки получается по-настоящему честным.
Но у фовеона свои проблемы, в частности искажение цвета из-за метода цветоразделения, особенно в красном канале, который на сенсоре лежит в самом низу, и до него доходят лучи, искаженные предыдущими двумя слоями. Все эти искажения приходится исправлять с помощью матричных профилей, из-за чего сильно растут шумы, деградирует картинка.
Камеры Sigma достаточно дороги и в целом коммерческим успехом не пользуются. Хотя у Фовеона множество приверженцев-энтузиастов.

Третий и самый популярный вариант – классический байеровский фильтр и его вариации.
Принцип действия фильтра прост – поверх ячеек лежит мозаика из цветных фильтров, пропускающих лучи разного цвета. Получается три ЧБ канала, каждый из которых отражает яркость лучей, прошедших через свой цветной фильтр. При обработке вся эта информация из трёх черно-белых каналов интерполируется в конечное цветное изображение.

Читайте также:  Мята в домашних условиях в горшке

На самом деле, можно считать, что у байера четыре канала, потому что зеленых ячеек вдвое больше, чем красных или синих. Это связано с тем, что зеленый канал наиболее важен для человеческого зрительного аппарата и несет для нас наиболее полезную яркостную информацию. Тогда как синий и красный каналы по сути являются цветоразностными.
У байера есть свои недостатки. В первую очередь это недостаточное цветовое разрешение итоговой картинки – поскольку она всегда является плодом интерполяции. Сейчас RAW-конвертеры научились более-менее сносно интерполировать недостающую информацию, однако все равно тот же 4-мегапиксельный Фовеон по разрешающей способности приравнивают к 10-мегапиксельному байеру – и не зря. Простейшую геометрию не обманешь никакими алгоритмами. Поэтому пришлось наращивать мегапиксели и упираться в дифракцию.

В разное время в истории развития цифровых камер появлялись разного рода "экзотические" вариации байеровского фильтра.

Например, в начале 2000-х Sony сделала вариант RGBE (E for Emerald), где половина зеленых ячеек заменена изумрудными:

Вроде бы как это позволило значительно улучшить цветопередачу и приблизить ее к тому, как цвет воспринимается человеческим глазом.
Рассматривая семплы со знаменитой в свое время камеры Sony F-828, в принципе я могу сказать, что цвет у нее неплохой, но принципиальных отличий от современных камеры с обычным байером я не вижу, если честно.

Технология RGBE использовалась Сони недолго, и они вернулись к улучшению традиционного байера.

В конце 90-х также появились сенсоры с байером, основанном на инвертированном наборе первичных цветов – CYGM (cyan, yello, green, magenta). Вот оказывается даже такое было.

Использовались такие сенсоры в некоторых компактах Кэнона и Никона, а также у Кодака, на рубеже 90-х и 2000-х годов.
Основной плюс такого фильтра в том, что он очевидно более "прозрачен", чем классический байеровский. То есть его светопропускание значительно выше, значит можно увеличить чувствительность сенсора и расширить динамический диапазон.
Но все это происходит в ущерб качеству цветоразделения, поскольку каждый фильтр пропускает сравнительно широкую полосу спектра, и разделить соседние оттенки при этом довольно трудно.
Поэтому фотографии с таких камер получались довольно "тухлые" по цвету, и даже агрессивная обработка тут не помогала – что матрица не захватила, то можно только нафантазировать.

Эта технология по вполне понятным причинам тоже долго не прожила.

За несколько лет до своего банкротства в 2007-м году Кодак успел запатентовать еще один вид байера, где половина зеленых ячеек были сделаны совершенно прозрачными. В нескольких вариациях.

Ячейки без фильтров должны по идее улучшить общую чувствительность сенсора.
Пошли такие сенсоры в какие-то реальные модели камер или не пошли – мне лично не известно. Скорее всего на их основе делаются высокочувствительные сенсоры специального назначения.

В течение почти десяти лет Фуджи делала камеры на основе собственной технологии байера "EXR" в нескольких вариациях.

Ячейки в таком сенсоре расположены по диагонали, что позволяет объединять соседние ячейки одного цвета для получения большей чувствительности. Кроме того, при таком расположении ячеек возможны более сложные структуры, позволяющие часть ячеек экспонировать сильнее, а другую часть – слабее, получая больший динамический диапазон.
На основе технологии Фуджи сделали два вида сенсоров CCD (SuperCCD), в которых за счет такой структуры не только повышается разрешение, но и за счет дополнительных маленьких ячеек с низкой чувствительностью можно получить расширенный динамический диапазон.

SuperCCD продержался аж до 2010 года в разных моделях камер Фуджи, но позже все равно уступил место BSI (back side illuminated) CMOS, но с диагональным байером.

Проблема любого байеровского фильтра в том, что он склонен после интерполяции давать цветной муар на периодических структурах. По сути это биение частот, а цветной рисунок возникает как раз именно из-за чередования цветных ячеек на байере. Чтобы уменьшить этот эффект, в 90% камер перед сенсором ставят специальный фильтр "АА" (anti alias), который по сути размывает изображение. Естественно при этом сильно теряется и без того невысокое разрешение изображений, получаемых путем интерполяции, но зато в какой-то степени уходит муар.

Поэтому Фуджи придумали особый вид байера X-Trans CMOS, который якобы должен уменьшить возможность появления муара и позволить безбоязненно делать сенсоры без АА-фильтра. Новый байер выглядит вот так:


Такая мозаика байеровского фильтра, по мнению Фуджи, должна давать большее яркостное и цветовое разрешение, препятствовать появлению муара и давать более "пленочное" зерно за счет того, что в каждом ряду ячеек теперь есть все три цвета, а их расположение как бы более хаотичное, подобно зерну на пленке.
Муара на таком сенсоре действительно не будет, но что касается разрешения, то вопрос крайне спорный.
Ведь, если задуматься, на классическом байере зеленые ячейки, дающие основную яркостную информацию, расположены более "равномерно", не сгруппированы в крупные квадраты 2х2, и, соответственно, яркостное разрешение должно быть несколько выше.

На самом деле, чисто на практике никаких особых преимуществ перед обычным байером X-Trans не показал. В целом разрешающая способность такого сенсора примерно на уровне традиционных аналогов, никакого особого "теплого лампового зерна" я не заметил.
А вот при обработке RAW-файлы с экзотического байера доставляют головную боль. Дело в том, что поначалу вообще ни один конвертер, кроме родного фуджевского, адекватно не интерпретировал такую мозаику. Да и позднее, когда тот же Adobe сделали апдейт и улучшили интерполяцию, результат ничем не лучше обычного байера, а может быть в каких-то ситуациях даже и хуже.
Лично я обращал внимание на отчетливую "пунктирность" всяких вертикальных элементов изображения – очевидно, из-за крупных 2х2 зеленых ячеек.

Кстати, та же самая ситуация наблюдается с их старым SuperCCD, который до сих пор никто толком не умеет правильно интерполировать.

Так получается, что традиционный байер пока что дает самый надежный и удобный для интерпретации результат, проверенный временем.
Возможно именно поэтому Фуджи сейчас на беззеркальной камере нижнего сегмента решила обкатать свежий сенсор с обычным байером, безо всяких выкрутас. Наигрались?

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock
detector